МОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА

МОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА
МОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА (от лат. motus— движение), совокупность анатомо - физиол. механизмов, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Т. о. конечным органом осуществления двигательной функции является мышца. Последняя представляет собой орган, специально приспособленный к сократительной функции. Как это показывают некоторые единичные примеры, наблюдающиеся у самых низших животных, мышечное сокращение может вызываться внешним раздражением непосредственно, т. е. без участия нервной системы. Такая авто- номная мышечная сократительность существует и у высших животных. Клиническим способом для обнаружения этой независимой от нервной системы сократительно-сти мышц («идиомускулярная сократительность») является раздражение мышц непосредственным механическим воздействием (короткий удар перкуторным молоточком). Но эта автономная возбудимость мышц не имеет существенного значения в М. ч., так как в физиол. условиях сокращения мышц вызываются не непосредственным их раздражением, а при участии нервной системы. Со1 ?

Схема главных аппаратов моторики человека: m—мышца; Msp—моторная клетка спинн. мозга; р — проприоцептивное волокно (сухожилие); е—эктероцептивное волокно (кожа); п—периферии, чувствительный нерв; д— межпозвоночный узел; г—красное ядро. Остальные обозначения объяснены в тексте.

Ближайшим элементом нервной системы, связанным непосредственно с мышцей, является двигательная клетка переднего рога спинного мозга (Msp на рис.); она же является промежуточным этапом для всех импульсов, из каких бы отделов нервной системы они ни направлялись к мышце. Наиболее простым и кратчайшим способом распространения раздражения из внешней среды на мышцу является сегментарный рефлекторный акт, сущность которого состоит в распространении раздражения, возникающего в периферическом аппарате глубокой или поверхностной чувствительности, по чувствительному нерву через се- рое вещество спинного мозга и двигательный нерв на мышцу (р, е—пMspт). Эта форма двигательного акта, осуществляемого в пределах одного сегмента, представляет собой наиболее примитивный способ осуществления двигательной реакции, существующий уже на самых низших ступенях филогенетического развития.-—С образованием метамерного типа строения (см. Метамерия) возникает необходимость сочетанного действия ряда сегментов. В подавляющем большинстве случаев двигательные реакции имеют в своей основе совместное действие ряда мышц, т. е. раздражение двигательных клеток нескольких сегментов. Для этой цели необходима связь между отдельными сегментами спинного мозга. Анат. субстратом этой межсегментарной связи является fasciculus proprius, или основной пучок— отдел белого вещества, непосредственно прилегающий к серому веществу по всей его окружности и представляющий собой совокупность волокон, устанавливающих сочетательную связь между соседними сегментами; благодаря интерсегментарным связям раздражение, подействовавшее на рецептор-ный аппарат одного сегмента, может вызвать совместную двигательную реакцию с ряда соседних сегментов (Sp на рис.). Развитие в передней части тела головного отдела, руководящего деятельностью спинномозговых сегментов и осуществляющего реакции организма как целого, привело к созданию в соответствующем нервном аппарате, т. е. в головном мозгу, таких анат.-физиол. механизмов, при помощи которых могли бы осуществляться сочетанные двигательные реакции ряда сегментов. Наиболее простым из такого рода механизмов является т.н. formatio reticularis, зачатки к-рой имеются уже в верхних отделах спинного мозга и к-рая достигает своего наибольшего развития в продолговатом мозгу и более высоких отделах стволовой части головного мозга. Анатомически formatio reticularis представляет собой скопление клеток и волокон, при помощи которых устанавливается связь между различными ядрами черепных нервов и сегментами спинного мозга. Среди двигательных реакций, осуществляемых при посредстве formatio reticularis, важное место принадлежит тем автоматическим сложным .движениям, для осуществления к-рых необходимо совместное участие мышц, иннервируемых черепными (vagus) и спинномозговыми нервами: рвота, кашель и т. п. Система волокон, соединяющих formatio reticularis со спинным мозгом, обозначается термином tractus reticulo-spi-nalis (sp на рис.).—Нек-рые из черепных нервов имеют весьма важное значение для общей моторики и соответственно этому могут быть рассматриваемы как специальные моторные механизмы; анатомически это выражается в наличии самостоятельных связей между ядрами известных черепных нервов и двигательными клетками передних рогов спинного мозга. К числу таких ядер принадлежит ядро вестибулярного нерва (D на рис.), к-рое имеет самостоятельную связь со спинномозговыми двигательными клетками в форме т. н-. tractus vestibulo-spinalis; функцию вестибуло-спи-нальной системы составляет регулирование движений туловища и конечностей под влиянием раздражения полукружных каналов; в результате этого регулирования происходит сохранение равновесия.—Самостоятельную связь со спинным мозгом имеет также покрышка среднего мозга (tectum mesence-phali): из передних, в меньшей степени из задних бугров четверохолмия начинается комплекс волокон (tractus tecto-spinalis, s. fasciculus praedorsalis, Ig на рис.), заканчивающихся в продолговатом мозгу и в верхних отделах спинного мозга; функцию tr. tecto-spinalis составляют рефлекторные движения (главн. образом повороты головы и глаз) под влиянием световых и звуковых раздражений.—Весьма важная роль в моторике принадлежит мозжечку, который представляет собой главный рефлекторный центр для импульсов, возникающих в связи с изменением в положении тела (вестибулярный аппарат) и отдельных частей его (рефлекторные проприоцептивные импульсы). Роль мозжечка в М. ч. состоит в автоматическом регулировании правильности движений: не представляя собой органа сознательной инициативы двигательных актов, мозжечок под влиянием проприоцептивных импульсов регулирует правильность движений, придавая им точность, плановость, регулируя размер, силу и направление движений. Эта регуляторная деятельность мозжечка обозначается термином «координация движений». Следующим важным механизмом моторики являются большие ганглии основания или подкорковые узлы, главным представителем к-рых является полосатое тело, corpus striatum (S на рис.). Представляя собой наиболее передний отдел ствола центральной нервной системы, большие ганглии основания уже на ранних стадиях филогенетического развития приобрели значение руководящих аппаратов, подчиняющих своему влиянию все остальные нижележащие отделы нервной системы. В отношении моторной функции эта руководящая роль принадлежит полосатому телу. У всех низших позвоночных corpus striatum имеет самостоятельный комплекс волокон (fasciculus basalis), направляющийся ко всем уровням нижележащего ствола центральной нервной системы. Сущность двигательной функции полосатого тела на этих низших ступенях эволюции заключается в постоянном поддерживании тонуса всей мускулатуры тела; под влиянием раздражений, которые притекают к полосатому телу с различных рецепторных органов (обонятельная область, зрительные бугры и др.), это статическое состояние известной степени напряжения мускулатуры переходит в динамическое состояние мышечных сокращений.—На тех стадиях эволюции, где передвижение тела совершается путем последовательного сокращения всей мускулатуры тела (плавание рыб), corpus striatum является главным центральным органом движения; по мере того как на дальнейшем пути эволюции господствующая роль в инициативе двигательных актов переходит к ко- ре головного мозга, corpus striatum оказывается все в большем и большем подчинении этому филогенетически новому отделу нервной системы. Однако и у человека corpus striatum сохраняет по существу ту же функцию, к-рая была ему свойственна на низших ступенях эволюции: иннервация общего тонуса мускулатуры и осуществление аморфных диффузных сокращений, на фоне к-рых кора головного мозга путем тормозящих и стимулирующих влияний создает тонкие движения, ограниченные определенной группой мышц. Вполне подчиненные коре, подкорковые двигательные центры у человека приходят в действие лишь при возникновении корковых двигательных иннервации; функция автономной двигательной инициативы полосатого тела у взрослого человека почти совершенно утрачивается, и его роль в моторике ограничивается почти исключительно миостатической функцией, т. е. иннервацией тонуса мускулатуры,»необходимого для предуготованности мышц к сокращениям под влиянием корковых иннервации. Напротив, в младенческом возрасте до полного развития двигательных корковых проводников в моторике преобладают подкорковые иннервации, выражением которых и являются наблюдающиеся у детей диффузные движения всей мускулатуры тела. Главным руководящим механизмом М. ч., органом волевых движений является кора головного мозга, постепенно надстраивающаяся на пути эволюции над примитивным стволом центральной нервной системы (сегментарный аппарат). Роль коры головного мозга в моторике может быть уяснена из общих свойств и особенностей корковых иннервации. Кора человеческого мозга представляет собой конечный этап эволюции центральной нервной системы, начинающейся с сегментарного аппарата спинного мозга. В общих чертах эта эволюция может быть охарактеризована как постепенный переход от более простых, более автоматических, врожденных форм реакций к более сложным, более сознательным, приобретаемым в течение индивидуальной жизни.—Одну из существенных анат. особенностей коры головного мозга составляет отсутствие непосредственной связи ее с периферическими чувствительными и двигательными аппаратами. Кора головного мозга сообщается с периферическими органами через спинной мозг. В основе корковых реакций лежит распространение импульсов по целому ряду невронов. Вследствие такой отдаленности корковых центров от периферии и необходимости переключения импульсов по ряду невронов, корковые двигательные реакции не носят характера той непосредственности и безусловной предопределенности, которые свойственны спинномозговым рефлекторным актам; корковые реакции не автоматичны, а имеют характер «выбора», т. е. представляются условными, в смысле известной зависимости их от прошлого опыта данного индивидуума. Эта условность корковых реакций, отсутствие в них свойств врожденной предопределенности и составляет сущность т. н. волевых, или произвольных движений. Все те моторные про- явления, к-рые мы в нашем субъективном опыте переживаем как «волевые действия», . представляют собой продукт корковой иннервации. Само собой разумеется, что моторная функция коры осуществляется не одной какой-либо ограниченной областью ее, а сочетательной деятельностью различных участков ее. Проводником корковых двигательных иннервации к сегментарному аппарату является пирамидный пучок, т. е. комплекс волокон,начинающихся в передней центральной извилине и направляющихся к различным уровням спинного мозга (Сох на рис.). Передняя центральная извилина и соответствующий ей пирамидный пучок обозначаются термином «проекционная двигательная система», так как при помощи этой системы осуществляется проецирование на периферию всех двигательных импульсов, исходящих из коры. Двигательная проекционная область, т. е. передняя центральная извилина, находится в связи с другими областями коры. Эти области коры головного мозга (Со2 на рис.), не имеющие непосредственной связи с сегментарным аппаратом, а соединяющиеся с ним через проекционную двигательную область, обозначаются термином «ассоциационные области». Т. обр. всякий волевой двигательный акт есть результат импульса, направляющегося из различных отделов коры головного мозга через переднюю центральную извилину и пирамидный пучок к сегментарному аппарату, а отсюда к определенной группе мышц; другими словами участие мозговой коры в моторике осуществляется через проекционную двигательную область. Этим определяется зависимость между ассоциацион-ной деятельностью и проекционной областью в моторной функции. Однако ассоциа-ционная деятельность, по крайней мере у человека, обладает в некоторых из своих моторных проявлений известной автономностью, что с особенной ясностью обнаруживается при пат. состояниях, когда, как это бывает наприм. при расстройствах речи, ассоциативные расстройства могут наблюдаться при сохранности проекционной системы (двигательная афазия), и наоборот, ассоциативная речевая .функция может быть сохранена при расстройстве проекционной системы (анартрия). В М. ч. ассоциативной деятельности, составляющей основу функции сознания, принадлежит первенствующая роль; ассо-циационная функция коры является источником инициативы, т. н. сознательных, или волевых движений. С другой стороны некоторые моторные функции служат механизмами интелектуальной деятельности. Особенное значение имеет в этом отношении речевая двигательная функция (см. Мышление). Следует впрочем иметь в виду, что в отношении механизма интелектуальной деятельности существуют некоторые индивидуальные колебания в смысле преобладания в процессе работы интелекта моторных или сенсорных элементов. Делались попытки подразделения людей соответственно преобладанию в интелектуальной деятельности тех или других элементов на двигательные, зрительные, слуховые «типы». Необычное развитие интелектуальных способностей с преобладанием в деятельности интелекта моторных механизмов и способности к значительному фнкц. совершенству моторики вообще составляет сущность понятия о моторной ОДаренНОСТИ.              М. Аствацатуров. Психомоторика. Отдельные двигательные механизмы, соединяясь вместе, дают общий двигательный облик субъекта в его целом, тесно связанный с особенностями его психики. Схематически можно различать более простые механизмы—рефлексы в узком смысле слова—и сложные высшие механизмы, б. или м. тесно связанные с психологическими процессами и потому объединяемые под особым названием «психомоторики». В то время как рефлекторные механиз-м ы не дают значительных филогенетических, а тем более индивидуальн. изменений, психомоторика обнаруживает очень большие различия в зависимости от вида животного, от его возраста и даже индивидуальности и (что самое важное) достигает особой сложности и диференцированно-сти у человека. Схематически можно у позвоночных животных установить 4 стадия развития двигательного аппарата: 1) с главенствующим значением в психомоторике globi pallidi, старого подкоркового узла (рыбы); 2) с преобладающим значением neostriati, более нового подкоркового образования (рептилии и особенно птицы); 3) с преобладающим значением двигательной пирамидной коры (млекопитающие); 4) с преобладанием фронтальной системы (приматы), особенно явно главенствующей у человека. Таким образом по пути филогенетического развития ведущая роль в психомоторике постепенно переходит к новым.все более высоко организованным центрам переднего мозга («прогрессивная церебрация»). Однако усложнение двигательного аппарата происходит не только за счет появления корковых центров, усложняется также и экстрапирамидная система (подкорковые узлы и мозжечок), к-рая обогащается рядом новых образований, б. или м. тесно связанных с корковыми двигательными центрами. При появлении новых более высоко организованных двигательных систем изменяется деятельность филогенетически более старых механизмов, функции к-рых претерпевают смещение. Т. о.-одни и те же в морфол. смысле центры не одинаковы по своим функциям у различных видов животных, т. к. занимают не одинаковое место в общей системе двигательных механизмов. Напр., когда главенствующие в психомоторике функции переходят от neostriatum к коре, то neostriatum начинает играть более подчиненную роль центра автоматических движений. Развитие человеческой психомоторики по возрастам схематически происходит в таком же, как в филогенезе, порядке прогрессивной церебрации. В младенческом возрасте имеются лишь массовые недиференци-рованные движения автоматического и защитного характера, причем в первые месяцы преобладают паллидарные функции, в дальнейшем — стриарные. Корковые меха- низмы развиваются позднее; резкое преобладание подкорковых механизмов наблюдается еще у детей дошкольного возраста с их грациозностью, ритмичностью, большой подвижностью, но в то же время с неспособностью к длительным напряжениям и к точной координации движений вследствие недоразвития корковых, особенно — фронтальных механизмов. Анатомич. субстратом недоразвития корковых двигательных механизмов у детей является отсутствие миели-новой обкладки стрио-паллидарных и пирамидных путей в первые месяцы жизни, а затем недостаточное развитие волокон в двигательной (особенно — фронтальной) коре, к-рая постепенно достигает полного развития не ранее десятилетнего возраста, а м. б. и позднее. Наиболее сложная фронтальная психомоторика повидимому только у взрослого достигает полного развития. У стариков ослабление М. прежде всего сказывается на стриальном аппарате (оскудение автоматических движений). При постепенном возрастном усложнении психомоторики и переходе главенствующей роли в порядке прогрессивной церебрации к фронтальным механизмам происходит смещение функций более старых систем, причем развивающиеся высшие центры оказывают тормозящее влияние на старые механизмы. Движения атавистического характера однако при пат. условиях могут растормаживаться и выявляться даже в более позднем возрасте (напр. «квад-рупедальный» синдром—атавистическая для человека двигательная сноровка четвероногого). Нарушение правильного возрастного развития психомоторики может повлечь за собой стойкие явления двигательной недостаточности, проявляющиеся в различных формах в зависимости от преимущественного отставания в развитии той или иной системы (отсюда экстрапирамидная, мозжечковая, пирамидная и фронтальная формы двигательной недостаточности). Помимо врожденных форм двигательного недоразвития болезненные процес-с ы разного рода могут вызывать разнообразные расстройства психомоторики. Приболев грубых очаговых поражениях (напр. при артериосклерозе, сифилисе мозга и пр.) наблюдаются явления выпадения (параличи), иногда раздражения (гиперкинезы), а при разлитых воспалительных и дегенеративных процессах (эпидемическом энцефалите, схи-зофрении и пр.) наблюдаются более тонкие изменения психомоторики с частичными нарушениями двигательного акта (Тонуса, темпа, ритма, координации, правильной смены иннервации и денервации, автоматизмов и пр.). Поражение определенного двигательного центра влечет за собой не только расстройство функций, относящихся к данному центру, но и расторможение или же смещение функций других двигательных центров и систем, так или иначе связанных с пораженным центром. Напр. при поражении лобных двигательных центров могут наблюдаться мозжечковые симптомы -вследствие расторможения связанных с фронтальн. системой церебелярных механизмов; столь сложные результаты поражения отдельных центров чрезвычайно затрудняют возможность 23                                                                         МОТОРИКА топической диагностики двигательных расстройств; тем не менее благодаря сопоставлению клинических и пат.-анатомич. данных получен чрезвычайно важный материал по локализации отдельных компонентов двигательных функций. Психомоторика здорового человека представляет различные вариации, которые в известных пределах могут считаться нормальными и которые связаны как с врожденными особенностями организма, так и с приобретенными навыками, обусловливаемыми профессией, образом жизни и пр. Исследование психомоторики базируется на оценке ее компонентов, связанных с определенным анат. - физиол. субстратом, чем и определяется их роль в структуре моторики. Различают схематически и до некоторой степени провизорно следующие компоненты: 1)экстрапирамидные — тонус, автоматические движения (выразительные, защитные, вспомогательные), темп, ритм, смейа иннервации и денервации; 2) п и р а м и д н ы е— сила, отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий); 3)церебелярные и кортик о-церебелярные — статическая и динамическая координация, равновесие, соразмерность движений в пространстве (направление); 4) фронта л ь н о-э кстрапи-р а м и д а л ь н ы е—двигательная активность ; 5) ф р о н т а л ь н ы е—способность к выработке двигательных формул и их сохранение (энграммы), вторичные автоматизмы, способность к одновременному производству различных рядов движений. Приведенная группировка компонентов психомоторики не может считаться исчерпывающей; однако она является предпосылкой для анализа двигательных функций, без чего не было бы возможности выработать научно обоснованную методику исследования в целях детального изучения двигательных способностей и недостатков, т. е. моторной одаренности и ее вариаций. Синтез указанных компонентов складывается в определенные типы моторных характеров, в к-рых и проявляется способ двигательного реагирования субъекта. Этим моторным характерам, как и психическим, свойственны полярные колебания, наличие к-рых дает возможность установления ряда моторных пропорций, связанных с конституциональными свойствами организма. Изучение соотношений между особенностями моторики с одной стороны и телосложением и характером с другой—показало, что чистым типам, т. е. обладающим аффинными телосложением и характером (например пикник-циклотимик, лептосом-схизотимик), свойственны определенные типы моторики. Установление соотношений между психомоторикой и другими свойствами организма дополняет учение Креч±мера об аффинности типов телосложения и характера (термин «аффинность» указывает не на абсолютную принадлежность определенного телосложения к определенному типу характера, а на их наклонность по недостаточно изученной причине часто сопутствовать друг другу). Т.о.можно различать четыре типа психомоторики, а именно:—1. Циклотимиче-ски-пикнический тип, наблюдающий- ЧЕЛОВЕКА                                                                           24 ся у пикников-циклотимиков, характеризуется высокой общей моторной одаренностью, очень хорошим развитием экстрапирамидных, кортико-церебелярных и фронтально-экстрапирамидных компонентов, средним развитием фронтальн. и пирамидных компонентов и недостаточной ручной умелостью. Этому типу свойственна моторная пропорция, выражающаяся в полярных колебаниях между повышенной подвижностью и психомоторным заторможением; связанное с вегетативно-эндокринным состоянием организма повышение и понижение двигательной активности действует возбуждающе или тормозяще на весь двигательный аппарат. Указанные основные свойства психомоторики пикников-циклотимиков выражаются во всем внешнем облике и поведении субъектов: их походка отличается плавностью, ритмичностью, эластично'стью при избытке ассоциированных движений (покачивание руками и пр.), осанка естественна, свободна, речь выразительна, мимика и жесты живые, почерк равномерный и плавный; работают такие лица быстро, способны к длительным напряжениям, но ручная умелость недостаточна вследствие слабой дифе-ренцированности иннервации мелких мышечных групп.—2. Схизотимически-леп-тосомный тип, свойственный лептосо-мам-схизотимикам, характеризуется высоким развитием фронтальных компонентов и ручной умелости, средним развитием кортико-церебелярных и пирамидных компонентов и слабым развитием экстрапирамидных и фронтально - экстрапирамидных компонентов. Этому типу свойственна моторная пропорция, зависящая от смены интра-психических возбуждений, причем получается то раздражение двигательных центров в виде стремления к движениям, а не к деятельности, т. е. без целесообразного приспособления к ситуации, то блокада двигательных выявлений, что ведет к извращению' двигательных формул, нарушению ритма движений, к эпизодическому преобладанию автоматизмов и синкинезий вследствие неправильно распределенных и неравномерно действующих псих, влияний. Данному типу свойственны неравномерная, недостаточно ритмичная походка, неестественная осанка, то напряженная то раслабленная, невыразительная речь, вялая мимика, а также некоторые особенности почерка (неравномерность, разорванность, иногда микрография). В работе такие лица быстрее истощаются, • их движения угловаты, неравномерны; вместе с тем у них очень хорошая ручная умелость вследствие большой диференцирован-ности тонких движений.—3. Эпитимиче-ски-ат л етич е с к и й тип, свойственный эпитимикам-атлетикам, отличается средним развитием почти всех компонентов за исключением оченьхорошей силы. Этому типу свойственна пропорция, характеризующаяся колебанием между медленностью движений и их взрывчатостью, что зависит от явлений напряжения, сменяющихся резкими взрывами, связанными со спазматическими колебаниями вазомоториума. Лица этого типа отличаются твердой походкой, подобранной осанкой, хорошей работоспособностью, при- чем большинство их двигательных способностей оказывается как бы средним между -свойствами двух предыдущих типов (за исключением большой силы, что отчасти зависит от хорошего развития мускулов).— 4. Лябильно -инфантильный тип характеризуется высоким развитием экстрапирамидных, фронтально-экстрапирамидных и кортико-церебелярных компонентов, низким развитием фронтальных компонентов, а из пирамидных—плохим развитием силы и средним развитием отчетливости; ручная умелость средняя. Этому типу свойственна моторная пропорция, характеризующаяся рсолебаниями между инфантильной подвижностью и быстрой истощаемостью, неспособностью к длительным напряжениям. Вообще двигательные проявления этого типа отличаются детскостью, очень живой мимикой и жестами, большой подвижностью и неспособностью к точности и целесообразному преодолеванию сопротивлений, что особенно сказывается при работе.—5. Д и с-пластикам свойственны различные, упомянутые выше формы двигательной недостаточности, которые относятся уже к патологии. Перечисленные моторные типы наблюдаются как у мужчин, так и у женщин, но у последних отмечается при всех типах некоторый уклон в сторону циклотимически-пик-нической моторики вследствие сравнительно лучше развитых экстрапирамидных и слабее развитых фронтальных компонентов; вместе с тем у женщин почти всегда лучше развита ручная умелость. Нечистым типам, т. е. таким, при которых нет соответствия между телосложением и характером, свойственны определенные отклонения в психомоторике: напр. лептосомам-циклотимикам свойственна моторика средняя между чистыми типами—циклотимически-пикническим и схизотимически-лептосомным. При этом в общем имеется несколько более тесная связь между М. и характером, чем между М. и телосложением,—Наряду с указанными выше конституциональными соотношениями огромное влияние на психомоторику имеют профессия, образ жизни, упражнения и пр. Эти внешние факторы, значение к-рых для психомоторики еще мало изучено, не изменяя значительно основных моторных тенденций определенн. типа, существенным образом влияют на развертывание и оформление отдельных двигательных способностей и навыков личности. Такая изменяемость психомоторики в зависимости от внешних факторов социального порядка, так же как и важная роль моторных особенностей человека для процесса его обучения, для его проф. пригодности и т. д., определяет большое значение изучения психомоторики для прикладных областей'знаний—педагогики, физкультуры, психотехники и пр. Методик а исследованияпсихо-моторики. В основе методики исследования психомоторики лежат прежде всего те способы исследования двигательных функций, к-рые применяются в невропатологии и основным достоинством к-рых является их сравнительно точное приспособление к изучению определенных анат.-физиол. механизмов. Однако эти способы, предназначенные для констатирования пат. двигательных уклонений, слишком грубы и потому недостаточны для определения вариаций психомоторики в пределах нормы. Огромное количество разнообразных методов исследования, выработанных в экспериментальной психологии и психотехнике, в большей своей части имеют тот основной недостаток, что они не связаны с определенными анат.-физиолог, двигательными механизмами и потому, давая ценные результаты для разрешения тех или иных специальных задач, не вполне пригодны для научного изучения психомоторики. Такое изучение осуществимо лишь путем выработки методики исследования определенных в. анат.-физиол. смысле компонентов психомоторики, методики, в основном представляющей уточнение и усовершенствование неврологических способов исследования. Несомненно, что для этой цели может быть приспособлена и часть способов, применяемых в психотехнике и экспериментальной психологии, путем их отбора по признаку пригодности для исследования того или иного компонента движения. Методика исследования психомоторики распадается на: 1) мотоскопию, основанную на описании внешних признаков, полученных путем наблюдения двигательных проявлений; 2) мотометрию, основанную на измерении движений, и 3) мотографию, основанную на получении изображений, характеризующих двигательный акт. Мотоско-пия несмотря на неточность, субъективность оценки дает однако много ценных данных при определении общего двигательного облика и в частности мимики, пантомимики, речи и т. п. двигательных проявлений, с трудом поддающихся более точным способам исследования. Мотометрические методы следует считать основными и дающими наиболее объективн. результаты, в большинстве случаев доступные числовому оформлению. Эти методы основаны на применении тестов и специальной аппаратуры. Очень ценные и объективно точные данные дают мотографические методы, но они б.ч. сложны и требуют специального дорогого оборудования; особое значение в мото графин имеют фотография, кинематография и циклография. Отдельные приемы исследования психомоторики комбинируются различным образом в зависимости от тех задач, к-рые ставятся исследованию. Для оценки одаренности в детском возрасте применяется метрическая скала, дающая возможность учитывать соответствие психомоторики испытуемого с данным возрастом; повторными исследованиями регистрируется ход развития психомоторики. Для изучения вариаций психомоторики у взрослых устанавливается путем исследования определенных моторных компонентов принадлежность испытуемого к определенному моторному типу, и получаются основные данные для определения проф. пригодности (детали конечно требуют применения специальных психотехнических способов). При легких пат. уклонениях устанавливается недостаточность определенных двигатель- ных механизмов, причем исследование компонентов психомоторики дает возможность дополнить и уточнить основное неврологическое исследование. В общем несомненно, что методика исследования психомоторики подлежит применению как для теоретических целей (для изучения нормальных и пат. вариаций моторики и ее соотношений с другими свойствами организма), так и для целей практических (в прикладных отраслях знания — педагогике, физкультуре, психотехнике). Однако в наст, время методика исследования психомоторики еще далеко недостаточно разработана. Лит.: Гуревич М. иОзерецкий П., Психомоторика, ч. 1—2, М.—Л., 1930 (лит.); Enke W., Die Psychomotorik der Konstitutionstypen, Zeitschr. f. angew. Psychologie, B. XXXVI, 1930. См. также литературу к статьям Головной мозг, Движения, Спинной мозг.                                         . М. Гуревич.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

  • Моторика — 3D модель расположения двигательных зон коры головного мозга Моторика (лат. motus движение)  двигательная активность организма или отдельных органов.[1] …   Википедия

  • моторика внутренняя — понятие, предложенное А.В. Запорожцем для обозначения обретенных в прошлом опыте человека программ для выполнения двигательных действий. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Моторика тонкой кишки — Моторика тонкой кишки  совокупность движений (сокращений) тонкой кишки и её элементов в процессе её функционирования, двигательная активность тонкой кишки. Моторика тонкой кишки обеспечивает перемешивание переваренной в предыдущих отделах… …   Википедия

  • МОТОРИКА ЛИЦЕВАЯ — совокупность выразительных движений лицевых мышц, выступающих в качестве внешнего проявления психических состояний и эмоциональных переживаний человека (см. также Выразительные движения, Мимика) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • МОТОРИКА ОБЩАЯ (КРУПНАЯ, ГРУБАЯ) — совокупность двигательных возможностей человека, обеспечиваемых работой крупных мышц и проявляющихся в движениях тела и его частей: конечностей, головы и др …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • МОТОРИКА — [от лат. motor приводящий в движение] двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей М., в… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Моторика — Вся совокупность двигательных действий человека, включая ее биохимические, регуляторные и психологические компоненты …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Мелкая моторика — Вязание  один из примеров действий мелкой моторики Мелкая моторика  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и… …   Википедия

  • внутренняя моторика — Автор. А.В.Запорожец. Категория. Элемент двигательного навыка. Специфика. Приобретенные в прошлом опыте человека программы для выполнения двигательных действий. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Жёлчь человека — Жёлчь[1][2], желчь[3] (лат. bilis, др. греч. χολή)  жёлтая, коричневая или зеленоватая, горькая на вкус, имеющая специфический запах, выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «МОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»